МБОУ Отношинская СОШ
Красноярский край, Казачинский район, c. Отношка, ул.Школьная 2а
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Отношинская средняя общеобразовательная школа

    МБОУ Отношинская СОШ

    МБОУ Отношинская СОШ находится в с.Отношка Казачинского района Красноярского края

    История школы

    Учителя и ученики школы живут как одна большая дружная семья. Отношинская школа уникальна: дети только этой школы (в Казачинском районе) ежедневно общаются на трех языках (государственный  – русский, родной  – татарский и  иностранный  – немецкий). И  учителя, и  ученики школы чтят и соблюдают каноны своего вероисповедания, уважают реалии православия, интересуются праздниками и изучают нравы и обычаи немцев. Все эти составляющие благотворно влияют на духовное совершенствование: воспитывается толерантность, повышаются нравственные ориентиры ребенка. Отношинские дети любят и принимают свою Родину во всем ее многообразии и считают себя не только жителями затерянного в сибирской тайге села Отношка, но и гражданами мира – планеты Земля.

    ЛЕТОПИСЬ ОТНОШИНСКОЙ ШКОЛЫ
    1914 год – в Отношке открывается медресе, обучение ведется на арабском
    языке.
    1928 год – начинает работать школа-семилетка, преподавание на латинском
    языке.
    1939 год – преподавание начинает вестись на татарском языке на кириллице.
    1960 год – школа преобразована в восьмилетнюю.
    1962 год – обучение ведется на русском языке.
    1975–76 годы – строится и начинает работать новая школа.
    1988 – школа была реорганизована в неполную среднюю школу (9 классов).
    – в учебный план школы вводится новый факультативный предмет – родной
    язык.
    1990 год – школа преобразуется в среднюю общеобразовательную.
    1990 год – вводится изучение родного языка.
    1994 год  – составлена программа преподавания татарского языка (автор
    Р.Ш. Сабитова).
    2000, 2006 годы – в министерстве образования Республики Татарстан утверждены программы по татарскому языку.
    2004 год – составлена программа развития школы на пятилетку.
    2005 год – школа переходит на баланс управления образования района;
    – создана программа развития школы на период до 2010 г.;
    – выбран управляющий совет школы;
    – создана программа информатизации школы.
    2006 год – утверждена образовательная программа до 2010 г.;
    – введено изучение иностранного языка со второго класса;
    – прошла аттестация школы.
    2007 год – школа подключена к Internet;
    – создан сайт школы.
    2008 год – победа в районном конкурсе «Лучшая школа»;
    – открыт кабинет, оснащенный проекционной системой.
    2009 год – установлена охранно-пожарная сигнализация;
    – проведен ремонт спортивного зала;
    – проведен ремонт теплого туалета;
    – по нацпроекту школа получает автобус.
    2010 год – в школе начинает действовать локальная местная компьютерная
    сеть;
    – кабинеты оснащаются интерактивными досками.
    2011 год – проведены аттестация, аккредитация и лицензирование школы;
    – исполнилось 100 лет Отношке.
    2014 г. – юбилей: 100 лет образованию на селе.
    2015 г. – планируется открытие дошкольной группы в МБОУ Отношинская
    СОШ.

    ИСТОКИ

    В 38 километрах от тракта Енисейск – Красноярск, в тайге, среди высоких сосен и  стройных берез расположены две деревни Отношка и Гамурино. Каждое время года в этих местах по-своему красиво. Но не красота и богатство тайги – главное достоинство этих мест, а люди, которые живут здесь уже более века. В 1911 году из Казанской губернии прибыла в этот таежный край группа переселенцев из  сорока семей. Путь их лежал в Сибирь, к городу Красноярску. Руководителем этой группы был Насибулла Файзуллин, который ранее уже побывал здесь, облюбовал места, где через некоторое время появилось небольшое поселение, и договорился с властями ближайших деревень о  переселении людей из  Казанской губернии. Приехав, казанцы соорудили времянки в глубине огороженного участка, надеясь, что со временем здесь будут построены добротные дома и определится улица. Лес рубили вокруг будущего фундамента и клали срубы. А пока строились – семьи жили на квартирах в деревнях Закемь и Кемское. Со временем обзавелись хозяйством, купили лошадей, коров у чалдонов близлежащих деревень. Очистили сенокосные угодья в тайге, в местах Бахор и Яннык. Распахивали новые земли. К 1914 году в деревне, которую назвали Новый Туркеш (позже деревня была переименована в Отношку), стояло 40 домов. Жизнь переселенцев мало-помалу налаживалась, но в Сибири им жилось нелегко. И дело не только в суровом климате – казанцы оказались в чуждом для них окружении русскоязычного населения района: как налаживать деловые связи, торговые отношения, как вести документы и учетные записи, если почти все переселенцы были неграмотными да, к тому же, плохо знали русский язык. Именно поэтому образование стало для них таким же необходимым условием выживания на новом месте, как строительство жилья и добыча пропитания. Только образование могло стать для переселенцев дорогой к  миру, окружавшему их на  новом месте проживания. Согласно традиции, в мусульманских поселениях вместе с  жилыми домами сразу строится и  мечеть, а  при мечети обычно открывают медресе (духовная школа). Так было и Новом Туркеше. ервая школа в  селе открылась в  1914 году. Это было медресе, где мулла Жамалетдин обучал детей арабской грамоте. Позже учителями работали Камалова Минзифа Гарифовна и  Салахутдинова Махисарвар Магсумовна: эти девушки получили образование в медресе. Следующей вехой в образовании был переход на латинский алфавит. Именно в те годы в России началась широкая кампания по ликвидации безграмотности населения, особенно деревенского. Из  центральных районов России (из Татарии) в 1928 году в Отношку приезжает группа молодых людей, и преподавание всех предметов начинается на татарском языке (транскрипция по-прежнему латинская). Через одиннадцать лет, в 1939 году, школа переходит на привычное для теперешних учеников преподавание всех предметов на татарском языке на кириллице. И только в 1962 году преподавать все предметы начинают на русском языке. Гамуринская начальная школа образовалась в 1938 году. В этом году в школу пошли 42 ребенка, 1925–1932 годов рождения. Учителями тогда были братья Морозовы из Томской области – Ермолай Иванович и Павел Иванович. Через три года, в 1941 году, братья ушли на фронт. После них в Гамурино направили молодую семью Бакиевых – Зуфара и Камар. В марте 1943 года Зуфара абы забрали на фронт. Камар апа осталась работать одна. Через месяц в Гамурино приехала молодая учительница Мохтарама апа. Она работала до 1945 года (Хисамутдинова Саима Низамеевна в 1943 году приехала по направлению в Гамурино и начала свою трудовую деятельность). С 1945 года по 1963 год в школе работал Газимзянов Мубарак Фазульянович, который прошел всю войну и вернулся в деревню. Награжден медалями: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За боевые заслуги». Гамуринская начальная школа существовала до 2007 года. Она закрылась из-за отсутствия учеников с 1 по 4 классы. Последней учительницей в  этой школе была Биктагирова Сафура Ахматсафаевна (проработала там с 1987 по 2007 гг.).

    ИСПЫТАНИЕ ВОЙНОЙ

    Началась Великая Отечественная война. Уже в июле 1941 года были призваны на  службу 27 выпускников Отношинской семилетки (1922/23 гг. рождения). В 1942–1943 годах призвали еще 17 человек. Всего из Отношки было призвано 73 человека, из Гамурино – 47 человек. В 1941 году в ряды Советской Армии были призваны два учителя из Гамуринской школы – братья Ермолай Иванович и  Павел Иванович Морозовы, два учителя из  Отношинской школы – Худайбердин Шайхулла Алимович и Гафаров Габдулхай абы*. Но школа жила и в эти трудные годы. Классы были большими – по 20 человек, а то и больше. Директором школы был назначен Хафизов Харис абы, позже его сменил на этой должности Морозов Николай Иванович. Учителями в  первые годы войны работали: Зайтуна апа Мухамедзянова, супруги Зиганшины Ахмат абы и Саида апа, в 1943 году они переехали в Бирилюсский район. Старожилы помнят Бадельхаят апа, которая работала учителем музыки, играла на разных музыкальных инструментах: и на балалайке, и на мандолине; для ребят устраивала праздники, была веселая, энергичная и неистощимая на выдумки. В 1943 году работали Мальфа Бареевна Каримова, Н. Биктагирова, Тамара Ульданова. После учебных занятий старшие дети заготавливали дрова для школы, сельского Совета и для приезжих учителей. Ну, а весной, летом и осенью дети помогали взрослым, в основном женщинам, на полевых работах. В то нелегкое время, когда мужчины защищали Родину, вся тяжелая работа в тылу легла на плечи женщин да мальчишек и девчонок десяти–четырнадцати лет. В 1945 году вернулся с  Победой Худайбердин Шайхулла Алимович и был назначен директором школы. Газимзянов Мубарак Фазульянович в 1945 году вернулся с войны в родную деревню и начал работать в Гамуринской школе. Служил он на Ленингадском фронте при штабе писарем. Гафаров Габдулхай абы, вернувшись с фронта, продолжил педагогическую деятельность в Отношинской школе. В 1946 году работало уже семь учителей: Гибадулина Мульгусум Каримуловна, Камалов Шариф Шакирович, Каримова Мальфа Бареевна, Иванова Вера Павловна, Даутова Раиса Минихузиевна, Ярулина Шамсукамар Фасхутдиновна, Гафаров Габдулхай абы и Худайбердин Шайхулла Алимович – директор школы. В 1947 году в Отношку приехал Галим Бареевич Каримов. Он был назначен учителем физкультуры. Каримов Галим Бареевич – уроженец деревни Фильчихи Казачинского района. После школы (семья уже жила в Казачинском) работал кочегаром на пароходе, был комсомольским секретарем. Оттуда он и ушел на фронт в 1942 году. Служил в составе 18-го отдельного саперного батальона 1-го механизированного корпуса. Участвовал в Берлинской операции. После взятия Берлина служил в Германии еще два года. Демобилизовался только в сентябре 1947 года. Его боевые награды: орден Боевого Красного Знамени, орден Славы III степени, орден Отечественной войны, медаль «За взятие Берлина». После демобилизации 7 апреля 1947 года был назначен военруком в Казачинскую среднюю школу. И в сентябре этого же года он был переведен учителем физкультуры в Отношинсую школу, где уже работала его сестра Мальфа Бареевна. Женился на Салахутдиновой Фагиле Магсумовне из деревни Гамурино. Закончил заочно Енисейское педучилище, а в 1964 году – Красноярский пединститут. Получил специальность «учитель географии». Семья Каримовых воспитала пятерых детей. Дети и внуки живут в Лесосибирске и Красноярске. Младшая дочь Марьям Галимовна работает в родной школе уже более тридцати лет. 1947-й был очень тяжелым годом. Было холодно и голодно, как и во всей стране в эти послевоенные годы. В школе было печное отопление, учителя-мужчины сами занимались заготовкой дров, сами ухаживали за лошадью, которая была прикреплена к школе. В 1953 году Галима Бареевича назначают директором школы, он же преподает географию. Школа в  те годы занимала четыре маленьких здания. В двух велись занятия, рядом была подсобка и мастерские. Детей в школе училось более двухсот, так как семьи в деревне тогда были большими. Классные комнаты не вмещали учеников, были тесными, часто за  одной партой сидели по три человека. Здания школы не держали тепла, приходилось на уроках сидеть в верхней одежде, особенно в зимние холода. Бывало так, что ручки не писали: чернила застывали. Эти здания были построены еще в 1928 году. 

    НОВАЯ ЖИЗНЬ ШКОЛЫ

    До 1976 года дети обучались в старой школе. Учителями в то время работали Юсупов Нуртдин Ханафеевич, Залалутдинова Зинафрус Зариповна, Салехова Фареха Салеховна, Камалов Юсуп Шакирович,  Юсупова Минсулу Фалихеевна. Хисамутдинова Саима Низамеевна, Иванова Вера Павловна, Иванова Тамара Павловна, Сафина Тагиря Сафеевна, Камалова Мавлия Минахметовна , Газимзянов Мубарак Фазульянович, Даутова Раиса Минихузиевна  – всего двенадцать учителей. При школе был интернат, дети приезжали из деревень Захаровка, Закемь и Гамурино. Воспитателями в интернате работали Тагиря Сафеевна Сафина и  Фагиля Магсумовна Салахутдинова. Во всех классах были печи. За ними следили технички Сатига апа Ахматшина, Таскиря апа Халикова и  Минирашида апа Ибрагимова. В  классах было по  35–40 учеников. Дети во время сенокоса и уборки урожая помогали колхозу. 

    Образование и формы обучения

    Очная форма обучения

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie